Подписаться на нашу рассылку

    Комментарии

    Состояние и перспективы внешнеэкономической деятельности в коневодстве Российской Федерации в 2015–2023 гг.

    Определяя вектор аграрной политики в 2018 г., руководство Российской Федерации ставило амбициозную задачу к 2024 г. довести экспорт продукции АПК до 45 млрд долл. США в год.

    В период действия приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006–2007 гг.) основным направлением аграрной политики было ускоренное развитие животноводства. В 2008 году он трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства, когда перед сектором ставилась задача обеспечения продовольственной безопасности, а с 2013 г. — импортозамещение и рост экспорта на мировые рынки.

    Отрасль коневодства, несмотря на незначительный удельный вес в общем валовом объеме, характеризовалась умеренным ростом экспортной составляющей на фоне заметной импортозависимости по ряду направлений использования лошадей (спортивные, скаковые и племенные). Поддержка экспорта и динамика курса национальной валюты благоприятствовали увеличению поставок лошадей за рубеж.

    Изменившиеся в 2022 г. условия потребовали активизации импортозамещения, которое уже приобрело характер не вытеснения с рынка импортных аналогов товаров, а заполнения освободившихся ниш. В связи с этим актуальным представляется изучение состояния внешнеэкономической деятельности отрасли коневодства с выявлением основных точек возможного роста внутреннего рынка и препятствий, стоящих на пути решения задач развития национальной экономики

    Материалы и методы исследования

    Для оценки состояния внешнеэкономической деятельности в сфере коневодства были проанализировали данные Федеральной таможенной службы за 2015–2022 гг. в динамике, в частности общее поголовье лошадей, ввезенных и вывезенных из Российской Федерации за этот период, основные направления торговых потоков, определены средние цены, зарегистрированные в договорах купли-продажи по данным Федеральной таможенной службы (ФТС). Закрытие доступа в базу данных по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ФТС РФ с февраля 2022 г. обусловило ограниченный анализ данных 2022 г. — учтены результаты только за январь соответствующего года.

    Кроме того, были приняты во внимание данные торгового партнера Российской Федерации — Республики Казахстан — на основании сведений Бюро национальной статистики Республики Казахстан. При анализе структуры экспорта были учтены коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД): 0101 — Лошади живые»; 010121 — Лошади живые: чистопородные племенные животные; 010129 — Лошади прочие.

    Результаты и обсуждение

    В предыдущий проанализированный период (2016–2018 гг.) трехлетний баланс импорта и экспорта лошадей в Российской Федерации был отрицательным. В 2019–2021 гг. ситуация в корне изменилась: массовые поставки лошадей мясного направления использования из Сибирского федерального округа в Казахстан (партиями до 880 голов) привели к тому, что из преобладания импорта над экспортом (+12%) российское коневодство оказалось в позиции нетто-экспортера (за три года было вывезено почти в 14 раз больше лошадей, чем ввезено). Тот же тренд отмечается и при рассмотрении статистики более укрупненными периодами (2015–2018 и 2019–2022 гг.) (соответствующие данные представлены в табл. 1).

    Анализ импорта в натуральном выражении за 2015–2022 гг. показал снижение только в 2018 г., когда произошло ослабление национальной российской валюты (рис. 1). Но уже в 2020 г. количество ввозимых лошадей вернулось к прежнему уровню, что наглядно характеризует естественную потребность сектора, которую до сих пор не были способны закрыть отечественные производители.

    Скользящая средняя как показатель, отражающий среднее значение параметра за трехлетний период, позволяет охарактеризовать динамику экспорта как положительную.

    В начале 2022 года, после одобрения VII пакета антироссийских санкций со стороны Евросоюза, официальный импорт из Европы практически прекратился: лошади были отнесены к товарам категории люкс, на вывоз которых наложен запрет. Анализ данных о ввозе лошадей за январь по четырем годам показал, что в целом импорт, как и экспорт, демонстрировал тенденцию к росту (табл. 2).

    Таким образом, сектор успешно справлялся с решением задачи по наращиванию экспорта в абсолютном выражении. Основным экспортером лошадей из России в последние годы является Республика Казахстан: в 2015–2022 г. на долю этого государства приходилось 83,9% вывезенных из страны живых лошадей, а в 2019–2022 гг. — 89,3% (табл. 3). За Казахстаном с большим отрывом следуют Монголия (4,7% вывезенных в 2019–2022 гг. животных) и Кыргызстан (1,83%). Доля экспорта в остальные государства в натуральном выражении не превышает 1%.

    В то время как экспорт лошадей из Казахстана осуществляется исключительно в соседний Узбекистан, в качестве импортера Россия занимает значительное, но не исключительное место: по данным аналитического портала внешней торговли РК, на долю России в последние четыре года приходилось 35–38% ввоза (в денежном эквиваленте).

    В 2022 году экспорт лошадей из России в Казахстан не сократился, причем все вывезенные лошади проходили по коду ТН ВЭД 010129 — Лошади прочие. Речь в данном случае шла о животных мясного направления продуктивности.

    В денежном выражении на долю Республики Казахстан приходится 54,2% экспорта лошадей за последние четыре года — 3,5 млн долл., при этом 84,8% лошадей отправляются на экспорт из Сибирского федерального округа. Распределение основных поставок по регионам отправления в натуральном выражении представлено на рисунке 2.

    Следует отметить, что наличие в лице Республики Казахстан преимущественного партнера по приобретению товарных лошадей из России ставит отечественных коневодов в уязвимое положение: изменение политической или ценовой конъюнктуры, ветеринарной ситуации может привести к закрытию этого канала сбыта и затовариванию российского рынка. Следует приложить большие усилия по расширению канала сбыта в Узбекистан, причем эта среднеазиатская республика может стать покупателем не только мясных, но и спортивных лошадей. Значительные усилия по развитию связей между конной сферой РФ и РУ прикладывает созданная в 2020 г. Евразийская ассоциация конного спорта, которая активизировалась после введения в 2022 г. Международной федерацией конного спорта FEI запрета на выступление российских и белорусских спортсменов и лошадей на международных соревнованиях: активным участником ассоциации является Узбекистан.

    Если в 2016–2018 гг. между Российской Федерацией и Узбекистаном была зафиксирована разовая сделка по продаже двух лошадей, то с 2019 по 2021 г. в Узбекистан были вывезены уже 75 голов на общую сумму 110,5 тыс. долл.

    В целом за период, предшествующий введению пакета антироссийских санкций, предусматривающего запрет на вывоз в Россию лошадей, импорт лошадей в Российскую Федерацию оставался достаточно стабильным. В 2016–2018 гг. основными поставщиками лошадей в Россию являлись Абхазия, США, Великобритания и Ирландия (чистокровные лошади для использования в скачках), а также Германия и Нидерланды (лошади для использования в соревнованиях по классическим видам конного спорта), при этом значительная часть лошадей завозилась через Республику Беларусь.

    В 2019–2022 гг. (2022 г. — за январь) в число стран — лидеров по поставке лошадей в Россию выдвинулись США (19,9% в натуральном выражении), за ними Германия (19,5%) и Нидерланды (14,4%). Закрытие вследствие антироссийских санкций прямого доступа на российский рынок важнейших государств — поставщиков спортивных лошадей привело к формированию определенного дефицита на рынке спортивных лошадей, что открывает дополнительный шанс для заводчиков верховых пород спортивного направления для продвижения своей продукции.

    Импорт нарастал не только в номинальном, но и в денежном выражении: начиная с 2017 года общая стоимость ввозимых лошадей увеличивалась в среднем на 52% в год и к 2021 г. достигла 7,1 млн долл. Таким образом, в 2021 г. импорт в денежном выражении превышал экспорт в 2,1 раза (3,3 млн долл.).

    В год, предшествующий введению санкций, активно занимались ввозом лошадей представители ипподромного (скакового и бегового) бизнеса, инвестируя значительные средства в покупку лошадей в США, Ирландии, Швеции, Франции. В то же время наблюдается заметный диспаритет цен на ввозимых и реализумых за рубеж лошадей: даже племенные лошади вывозятся из России в среднем по более низким ценам, чем приобретаются за рубежом неплеменные (табл. 4).

    В то же время в период существования Советского Союза в стране были организованы специальные экспортные конюшни, где проходили сбор и подготовка к продаже за рубеж групп лошадей, в том числе по отдельным породам, имеющим высокую ценность за рубежом.

    Цены на лошадей, вывозимых из Российской Федерации в племенной категории, находятся на очень низком уровне. Как правило, это связано с реализацией за рубеж не прошедших подготовку к выступлениям или выранжированных из российских племенных хозяйств животных. Это позволяет отметить, что экспорт носит сырьевой характер. В то же время ввоз в страну лошадей по гораздо более высоким ценам, особенно с учетом транспортных и таможенных расходов, свидетельствует о наличии в России платежеспособного спроса, на удовлетворение которого должны быть мобилизованы силы отечественных коневодов.

    Заметный потенциал для развития экспорта заложен в государственной программе развития коневодства, конного спорта, современного пятиборья и поло в Узбекистане, предусматривающая, в частности, меры по увеличению поголовья племенных, спортивных и чистокровных лошадей, освобождение от налога на имущество, земельного налога и земельного налога на сельскохозяйственные угодья Федерации конного спорта республики и ее членов, освобождение от таможенных платежей спортивных лошадей и племенной продукции, создание пограничными войсками, национальной гвардией и МВД Узбекистана «новых и совершенствования принадлежащих им конноспортивных школ и клубов».

    Однако существенным ограничением для реализации животных спортивного направления является отсутствие центров первичной подготовки (трендепо). Введение подобных мер поддержки коневодства в России могло бы способствовать укреплению экспортного направления коневодства, не ограничивая его мясным направлением.

    Повышение экспортного потенциала Российской Федерации в сфере животноводства (в частности, коневодства) в настоящее время находится в зависимости от решения ряда задач. Экспортная составляющая восточных регионов Российской Федерации построена фактически на одном торговом партнере — Республике Казахстан, что делает ее уязвимой и зависимой от политической коньюнктуры и ветеринарного благополучия.

    Ветеринарные службы субъектов Российской Федерации должны приложить все усилия по противодействию эпизоотиям, способным ограничить вывоз из регионов Сибирского федерального округа, чтобы не допустить затоваривания. Решение этих проблем позволит решить поставленную руководством страны задачу по наращиванию аграрного несырьевого экспорта, обеспечит реализацию отечественной продукции, рентабельность производства и рабочие места в сельской местности.

    Выводы

    Экспортный потенциал отечественного коневодства в значительной степени ограничивается товарными животными мясного направления, реализуемыми по низким ценам. С учетом специфики данного рынка повысить рентабельность мясного (табунного) коневодства можно путем совершенствования технологии кормления и содержания (откорма), а также за счет племенной работы (например, использования вводного скрещивания с тяжеловозными породами для получения эффекта гетерозиса, а также селекции на повышение конверсии корма).

    С учетом активного развития конного спорта в среднеазиатских республиках перед племенными предприятиями верхового направления и их объединениями (ассоциациями заводчиков) открываются новые перспективы сбыта, однако для выхода на новые рынки сбыта потребуется проведение маркетинговых исследований. Кроме того, им предлагается активно использовать государственные программы продвижения аграрной продукции. В то же время перед ними встает задача восполнения дефицита спортивного молодняка, возникшего вследствие прекращение ввоза, что потребует расширенного воспроизводства и повышения эффективности племенной работы в направлении повышения работоспособности.

    Об авторах

    Марина Александровна Политова, кандидат сельскохозяйственных наук, Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела, ул. Ленина, 13, пос. Лесные Поляны, Пушкино, Московская обл., 141212, Россия

    politova-marina@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-1753-1716

    УДК 636.13/339.5.053.7 DOI: 10.32634/0869-8155-2024-378-1-123-127

    Журнал «Аграрная наука»

    Сельское хозяйство, ветеринария, зоотехния, агрономия, агроинженерия, пищевые технологии

    0 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
      ПОДПИШИТЕСЬ
      БЕСПЛАТНО
      на электронную версию журнала «Аграрная наука» и получайте ежемесячно pdf на свой e-mail.

        Нажимая на кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных