Подписаться на нашу рассылку

    Комментарии

    Взаимосвязь молочной продуктивности и воспроизводительных функций коров голштинской породы

    Обеспечение населения страны высококачественными продуктами питания собственного производства — это основная задача, стоящая перед работниками агропромышленного комплекса страны. Одним из таких продуктов является молоко.

    Основную массу молока получают от коров молочного направления продуктивности. До 2021 года (включительно) в Свердловской области разводили скот отечественной черно-пестрой породы, совершенствуя его продуктивные и технологические свойства, используя мировой генофонд самой обильно-молочной породы в мире — голштинской.

    Был создан и в 2002 году официально зарегистрирован новый высокопродуктивный тип черно-пестрого скота — уральский.

    Дальнейшую работу по улучшению породы проводили также широко, используя быков-производителей голштинской породы — как зарубежной, так и отечественной селекции. На начало 20-х годов нынешнего столетия создан большой массив голштинизированного черно-пестрого скота с высокой (более 87,5%) долей кровности по голштинской породе.

    В соответствии с принятием Методических рекомендаций по проведению породной инвентаризации племенного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности (подготовлены рабочей группой Минсельхоза России в реализацию Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 08.09.2020 № 108) животные с кровностью более 75% по голштинской породе отнесены к голштинской породе. В настоящее время в регионе более 75% от общего поголовья крупного рогатого скота (КРС) относится к голштинской породе.

    Результаты голштинизиции нельзя недооценить, однако наряду с положительными результатами были выявлены и определенные проблемы, такие как снижение воспроизводительных функций, продуктивного долголетия, повышение требовательности к кормлению и содержанию.

    Имеется большое количество исследований по оценке продуктивных качеств помесного поголовья — голштинизированного черно-пестрого скота, однако их недостаточно для решения данных вопросов, особенно в свете разведения животных новой породной формации — голштинского скота различной отечественной селекции разных регионов. Эти животные отличаются между собой по хозяйственно полезным и хозяйственно-биологическим признакам, что объясняется природно-климатическими, эколого-кормовыми условиями и породными ресурсами, использованными при их выведении.

    В связи с этим изучение хозяйственно полезных признаков молочного скота голштинской породы актуально и имеет практическое значение.

    Материалы и методы исследования

    Исследования проводились в одном из типичных племенных репродукторов по разведению молочного скота голштинской породы (Свердловская обл., Россия).

    Оценивались показатели молочной продуктивности и воспроизводительные функции коров по законченной лактации. Учет молочной продуктивности проводили по результатам ежедневных доек, а также по данным ежемесячных контрольных доек в течение 2 смежных дней, за 100 дней лактации, за 305 дней и всю лактацию (ГОСТ Р 51451).

    Отбор проб сырья и продукции проводили в соответствии с ГОСТ 3622, ГОСТ 26809.1, ГОСТ 26809.2.

    Массовую долю жира (МДЖ) и массовую долю белка (МДБ) в молоке определяли в средней пробе молока от каждой коровы в молочной лаборатории ОАО «Уралплемцентр» (г. Екатеринбург, Свердловская обл., Россия), содержание МДЖ — согласно методике ГОСТ 5867, содержание МДБ — по методике ГОСТ 25179.

    Выход продукции определяли расчетным путем, исходя из массы готового продукта.

    Воспроизводительные функции изучали по длительности физиологических периодов воспроизводства и лактационной деятельности, рассчитывали коэффициент воспроизводительной способности.

    Результаты исследований были обработаны при помощи компьютера (программа Microsoft Office Excel) с применением критерия достоверности по Стьюденту с использованием приложения Excel из программного пакета Office XP и Statistica (США).

    Результаты и обсуждение

    Основной показатель при оценке племенной ценности коров — их молочная продуктивность, а именно удой за лактацию, удой за 305 дней лактации, качественные показатели молока и т. д.

    В результате исследований было установлено, что средний удой за лактацию по племенным репродукторам составляет 5792,5 ± 16,12 кг. Они значительно изменялись в зависимости от возраста (табл. 1).

    Из данных (табл. 1) видно, что наиболее высокие показатели продуктивности у коров были по 3-й лактации — как за всю лактацию, так и за 305 дней лактации. Начиная с 4-й лактации наблюдается снижение удоев — с 0,3% (5-я лактация) до 8,5% (8-я лактация).

    Далее установлены колебания в удоях в сторону увеличения или снижения, что объясняется снижением количества животных, используемых в хозяйствах длительное время. Начиная с 7-й лактации их остается единицы, и от общего поголовья количество таких коров составляет 1,2% (7-я лактация). Всего животных 7–15-й лактаций — 5,9%.

    Прослеживается закономерное изменение лактационной деятельности коров с изменением возраста, а именно повышение удоев до достижения полновозрастной лактации и затем медленное их снижение. Поскольку разница в удоях была незначительной и недостоверной, можно сделать вывод о стабилизации удоев до 7-й лактации (включительно).

    Удой за лактацию превышает удой за 305 дней лактации, за исключением данных по 11-й лактации, что связано, скорее всего, с большой разницей в удоях коров, окончивших данную лактацию.

    Превышение незначительное и недостоверное и составляет от 1,5% (10-я лактация — 45 голов) до 34,8% (14-я лактация — 1 голова), по остальным лактациям они не превышают 6,3%, кроме 9-й лактации (12,7% — 99 голов).

    Таким образом, увеличение длительности лактации не оказывает существенного влияния на продуктивные качества коров, а лактационная деятельность с возрастом идет по общей для молочного скота закономерности.

    Необходимо отметить, что исходя из требований «Порядка и условий проведения бонитировки племенного крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направлений продуктивности» (Приказ МСХ РФ от 28 октября 2010 года № 379) по удою за законченную лактацию все коровы до 5-й лактации (включительно) имеют показатели выше и соответствуют требованиям.

    Начиная с 6-й лактации удой коров ниже требований стандарта, указанных в правилах. Однако, исходя из того, что коровы по первой лактации превосходят требования стандарта, можно сделать вывод о повышении племенной ценности маточного поголовья, и в соответствии с физиологией лактационной деятельности они при достижении физиологической половозрастной зрелости будут повышать продуктивность.

    Оценка молочной продуктивности коров проводится не только по количественным показателям, но учитываются и качественные, а именно МДЖ и МДБ в молоке, которые оказывают положительное влияние и на выход питательных веществ — количество молочного жира и молочного белка (табл. 2).

    По МДЖ в молоке отмечается, что независимо от возраста она превышает требования стандарта.

    Отмечается увеличение этого показателя с возрастом, что можно объяснить как взрослением животных и улучшением обмена веществ, позволяющего получать большее количество предшественников для образования молока, так и снижением продуктивности и закономерным изменением МДЖ в молоке, а именно его повышением, поскольку известно, что между удоем и МДЖ в молоке существует отрицательная взаимосвязь.

    По МДБ в молоке все животные до 9-й лактации (включительно) соответствуют требованиям стандарта породы. Более старые животные имеют низкие показатели МДБ в молоке, что, скорее всего, объясняется, недостаточным вниманием к этому показателю при разведении коров.

    По выходу молочного жира и молочного белка с молоком коров за лактацию по первому показателю коровы до 7-й лактации соответствовали требованиям стандарта и даже несколько превышали их. Высокие показатели по количеству молочного жира оказались и у животных по 13-й и 14-й лактациям, что объясняется их высокой продуктивностью.

    По лактациям 8–12-й и 15-й установлен пониженный выход питательных веществ, а именно молочного жира с молоком за лактацию. Практически такие коровы по определенным показателям имеют низкую племенную ценность. По количеству молочного белка отвечали требованиям стандарта коровы 1–3-й лактаций. У остальных, кроме коров 14-й лактации, уровень этого показателя был низким и не соответствовал требованиям стандарта породы.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на высокий уровень кровности по голштинской породе, животные на настоящий период, за исключением коров 1–3-й лактаций, не отвечают требованиям стандарта по показателям, применяемым для оценки коров по собственной продуктивности.

    Основным показателем, по которому проводят оценку воспроизводства, является длительность сервис-периода. Связано это с тем, что этот показатель является маркерным при оценке длительности отдельных периодов при технологии производства молока, так как оказывает влияние на длительность лактации, межотельного периода и, соответственно, всей технологической цепочки, которая предполагает получение в течение 365 дней (календарного года) полноценной лактации и теленка для дальнейшего выращивания либо для ремонта стада или получения говядины. При этом оптимальной длительностью периодов считаются: сервис-период — 45–90 дней, межотельный — 365–375 дней, лактация — 295–305 дней, сухостойный период — 60 дней.

    Применение голштинизации для совершенствования отечественного молочного скота и переход в конечном итоге на разведение голштинского скота, полученного в результате поглотительного скрещивания отечественного маточного поголовья голштинскими быками, привело к снижению воспроизводительных функций за счет наличия гаплотипов фертильности у быков-производителей голштинской породы, а также доминанты высокой продуктивности.

    Выражается это в «тихой» охоте и увеличении длительности сервис-периода. У коров голштинской породы он часто превышает 120 дней.

    Авторами проведен анализ длительности физиологических периодов технологического цикла. Данные представлены на рисунке 1.

    На рисунке 1 хорошо видно, что длительность всех периодов технологического цикла при производстве молока превышает оптимальные, за исключением коровы по 15-й лактации.

    Сервис-период был на 23–93 дня длиннее, чем при оптимальных параметрах. Это привело к удлинению лактации и, соответственно, межотельного периода.

    Расчет коэффициента воспроизводительных способностей показал, что у коров, используемых в племенных репродукторах, существуют проблемы по воспроизводству (рис. 2).

    На рисунке 2 видно, что коэффициент воспроизводительной способности (КВС) по всем лактациям (до 12-й включительно) стабильный и составляет 0,89–0,91. Это говорит о проблемах с воспроизводством в стадах молочного скота племенных репродукторов, поскольку при хороших показателях воспроизводства он составляет 0,95 и стремится к 1. В нашем случае только у коровы по 15-й лактации оказались такие высокие показатели, однако это не показательно, поскольку это одно животное.

    Была проведена оценка сопряженности между коэффициентом воспроизводительной способности и удоем за лактацию (рис. 3).

    На рисунке 3 хорошо видно, что никакой зависимости между КВС и удоем не установлено. Коэффициент воспроизводительной способности практически остается неизменным с 1-й по 11-ю лактацию, при этом наблюдаются колебания удоя как в сторону понижения, так и в сторону повышения.

    Выводы

    Таким образом, это также подтверждает вывод о том, что удой коров не зависит от воспроизводительных функций, а, как и было сказано, определяется генетическим потенциалом продуктивности.

    Удой может увеличиваться за счет удлинения лактации, но не будет оказывать особого влияния на эффективность скотоводства.

    Кроме того, большее количество молока можно получить в первой трети лактации, а молокообразование наступает после отела, то есть, исходя из сказанного, увеличение лактационного периода снижает эффективность отрасли в целом за счет недополучения молока из-за длительного сервис-периода.

    Об авторах

    Ольга Васильевна Горелик1, доктор сельскохозяйственных наук, профессор

    olgao205en@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-9546-2069

    Светлана Юрьевна Харлап1, кандидат биологических наук, доцент

    proffuniver@yandex.ru ; https://orcid.org/0000-0002-3651-8835

    Максим Борисович Ребезов1, 2,

    • доктор сельскохозяйственных наук, кандидат ветеринарных наук, профессор кафедры биотехнологии и пищевых продуктов1;
    • rebezov @ya.ru
    • доктор сельскохозяйственных наук, кандидат ветеринарных наук, профессор, главный научный сотрудник2
    • https://orcid.org/0000-0003-0857-5143

    Артем Сергеевич Горелик3, кандидат биологических наук

    temae077ex@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-3362-2514

    1Уральский государственный аграрный университет, ул. Карла Либкнехта, 42, Екатеринбург, 620075, Россия

    2Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова Российской академии наук, ул. Талалихина, 26, Москва, 109316, Россия

    3Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, ул. Мира, 22, Екатеринбург, 620137, Россия

    УДК 636.082.2.                   DOI: 10.32634/0869-8155-2023-377-12-74-79

    Журнал «Аграрная наука»

    Сельское хозяйство, ветеринария, зоотехния, агрономия, агроинженерия, пищевые технологии

    0 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
      ПОДПИШИТЕСЬ
      БЕСПЛАТНО
      на электронную версию журнала «Аграрная наука» и получайте ежемесячно pdf на свой e-mail.

        Нажимая на кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных