Подписаться на нашу рассылку

    Комментарии

    Повышение качества жизни сельского населения – в числе ключевых задач государства

    На очередном заседании Президиума Российской академии наук, прошедшем под председательством главы РАН, академика РАН Геннадия Красникова, состоялось обсуждение наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития страны, в том числе ключевых факторов, влияющих на качество жизни населения в России. В ходе заседания доклад на тему «Повышение качества жизни на селе – приоритетная задача государства» представил руководитель ВИАПИ имени А.А. Никонова – филиала ФГНБУ ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН Александр Петриков.

    Качество жизни сельского населения по-прежнему ниже городского, отметил академик РАН Александр Петриков. Согласно его данным, уровень безработицы на селе в 1,5 раза выше, чем в городе, зато совокупный доход на одного члена домохозяйства, наоборот, на 35% меньше, доля малоимущего сельского населения превосходит городской показатель более чем в 3 раза, а удельный вес благоустроенного жилья в сельских поселениях вдвое ниже, чем в городах. Что касается ожидаемой продолжительности жизни при рождении, – на селе она почти на 1,5 года меньше, чем в городе.

    «Как следствие, нам никак не удается преодолеть долговременную, – наблюдавшуюся еще при советской власти, – тенденцию сокращения сельского населения страны. Его численность увеличивалась только в первой половине девяностых годов (примерно в 1992–1996 годы) благодаря миграции в деревни, в том числе русскоязычного населения из постсоветских стран, в силу того, что кризис перехода к рынку было легче пережить именно там, поближе к земле. И если в городах, начиная с 2007–2008 годов, демографическая ситуация медленно выправляется, то на селе – продолжает стагнировать. Большинство экспертов считает это объективным следствием урбанизации, имеющей глобальный характер, что отчасти верно, но отмечу, что в России урбанизация протекает в острой, крайне неблагоприятной форме», – сказал докладчик. Он также отметил выведение из оборота больших массивов сельхозугодий – более 33 млн га, или 17% от общей площади, по состоянию на 01.01.2022, и рост количества пустующих деревень. По мнению академика, это означает потерю не только огромного материально-вещественного капитала, накопленного предыдущими поколениями, но и целого пласта национальной культуры многих народов Российской Федерации.

    В сельских районах РФ увеличивается доля домохозяйств с заброшенными земельными участками и пустующими домами, что следует из сравнения результатов Всероссийской сельхозпереписи 2016 года и переписи 2006 года, добавил он. По существу, это социальное опустынивание обширных сельских территорий, что грозит России уже и геополитическими рисками, резюмировал Александр Петриков.

    «К сожалению, на большинстве форумов, где обсуждается социально-демографическая политика нашей страны, ее вопросы рассматриваются в целом, без разбивки на город и село, как и в большинстве стратегических документов правительства, – отметил спикер. – В частности, в недавно обнародованном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов нет ни одного целевого индикатора по сельской местности, как не было их и в предыдущих прогнозах. Стратегическое планирование по развитию села сконцентрировано почти исключительно в программах и документах Минсельхоза России. Такой агро-ориентированный подход, характерный для федерального уровня, дублируется и в регионах. Перед этим заседанием мы проанализировали Стратегии социально-экономического развития 50 субъектов РФ, – и только в четырех из них имелись разделы по селу, а отдельные целевые показатели по сельской местности и сельскому населению – в стратегиях только 12 регионов. Видимо, и разработчики-эксперты, и правительственные чиновники полагают, что рынок и общие механизмы социального развития, предлагаемые для страны в целом, будут работать и в деревне. Но ведь это далеко не так, – во-первых, в силу инерции накопившихся в деревне проблем, а во-вторых, и главным образом, в силу существенно неодинаковой плотности сельского и городского населения». Сельское развитие требует отдельного регулирования, добавил он.

    Александр Петриков высказал ряд предложений по улучшению ситуации в данной сфере. Он отметил, что политика по комплексному развитию села должна стать стратегическим направлением социально-экономического развития государства. «Конечно, речь идет не о приостановке урбанизации, а о переходе к ее более управляемой фазе, без тех негативных проявлений, о которых говорилось выше, – уточнил докладчик, – для этого потребности села должны учитываться во всех стратегических документах государства, а не только в программах Минсельхоза России».

    Необходимо принять специальный федеральный закон о развитии села, призванный определить принципы, направления, механизмы политики сельского развития, включая установление критериев отнесения населенных пунктов к сельским, отметил он. Сейчас это – полномочие регионов, что приводит к существенной сегментации экономического и социального пространства страны, а в некоторых случаях – и к утрате федеральных преференций для сельского населения, пояснил спикер. «Такой законопроект, подготовленный сотрудниками нашего института и других НИИ, получил одобрение Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации и в настоящее время дорабатывается», – сообщил он.

    Академик заострил внимание на необходимости разработки специального национального проекта по комплексному сельскому развитию и дополнительных мер по диверсификации сельской экономики. Создание новых рабочих мест на селе в несельскохозяйственных отраслях не компенсирует высвобождение работников из сельского хозяйства, например, в 2009–2022 годах из аграрного сектора высвободилось более 1,5 млн человек, в то время как в несельскохозяйственных видах экономической деятельности трудоустроилось 760 тыс. человек или 48,8%, отметил он. «Количество альтернативных рабочих мест должно быть, по меньшей мере, удвоено, – сказал докладчик. – Деревня перестает быть аграрной, деревня должна быть диверсифицированной, что можно сделать за счет стимулирования развития на селе малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере, перевода в сельскую местность и малые города филиалов предприятий из крупных городов».

    По мнению спикера, следует пересмотреть структурную политику в сельском хозяйстве, направленную на приоритетное развитие крупных хозяйств в ущерб малому и среднему предпринимательству. «Развитие крупных хозяйств, агрохолдингов и агроферм, с одной стороны, способствует экономическому росту в сельском хозяйстве, национальной независимости по продовольствию, формированию экспортного потенциала, а с другой стороны, чревато серьезными социальными проблемами, – отметил он. – Дело в том, что такие хозяйства нацелены в первую очередь на рост объемов производства, и в меньшей степени заботятся о развитии сельских поселений. Это, в частности, показал соцопрос сельского населения Ростовской области, проведенный в июне 2023 года ВИАПИ имени А.А. Никонова совместно с Ростовским государственным экономическим университетом. В его рамках было опрошено 1057 респондентов и выявлено, что решению социальных проблем более всего содействуют неинтегрированные в холдинги сельхозорганизации, затем – фермерские хозяйства, а далее – агрохолдинги. Для развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве целесообразно не только увеличивать его господдержку, но и развивать инфраструктуру сбыта продукции малых и средних хозяйств, их доступ к рынку инноваций. По существу, мы совершили модернизацию только крупного сельского хозяйства в России, что касается малых и средних хозяйств – там процесс, практически, не начинался».

    Спикер отметил необходимость увеличения бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления и поощрения участия населения в сельском развитии, в том числе, через инициативное бюджетирование и территориальное общественное самоуправление. Объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП, по данным Общероссийского конгресса муниципальных образований, постоянно сокращается, так, в 1997 году, когда принимался федеральный закон о местном самоуправлении, этот объем составлял 10,9% к ВВП, в 2011 – 5,4%, в 2021 – 4,1 %, сообщил он. Эту неблагоприятную тенденцию следует переломить, отметил ученый. «Развитие села – приоритетная задача государства, более трудная, чем развитие сельского хозяйства, требующая значительно больше времени и усилий. Важная роль в решении этой задачи принадлежит науке», – заключил он.

    Юлия Седова

    Журнал «Аграрная наука»

    Сельское хозяйство, ветеринария, зоотехния, агрономия, агроинженерия, пищевые технологии

    0 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
      ПОДПИШИТЕСЬ
      БЕСПЛАТНО
      на электронную версию журнала «Аграрная наука» и получайте ежемесячно pdf на свой e-mail.

        Нажимая на кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных