Российские объекты агротуризма появятся на Яндекс-картах и в Яндекс-Путешествиях

Минсельхоз России продолжает совместную работу с Яндексом над интегрированием объектов сельского туризма в картографические сервисы IT-компании, сообщила заместитель директора Департамента развития сельских территорий Минсельхоза РФ Рената Бибарсова в ходе деловой программы Международной выставки-форума AGROBRICS+.
«По инициативе Минсельхоза России эта работа ведется с 2024 года, на сервисе «Яндекс.Карты» будут размещены паспорта объектов агротуризма, рубрикатор и специальная метка. На «Яндекс.Путешествия» появятся материалы в «Журнале путешествий», — сказала она, выступая на круглом столе «Агротуризм как драйвер развития сельских территорий в России и странах БРИКС: проблемы и перспективы» 28 апреля 2025 года.
Сегодня Минсельхоз РФ оказывает поддержку 301 такому проекту, их посетило более 1,1 млн туристов. Общий объем их финансирования с 2022 года составил 2,1 млрд рублей.
В 2025 году министерство, по информации Бибарсовой, планирует презентовать второй том «Атласа сельского туризма», в который войдет около 300 новых маршрутов. Первое издание справочника вышло в 2024 году.

Представитель Минсельхоза напомнила, что 26 мая 2025 года стартует конкурсный отбор проектов развития сельского туризма на предоставление грантов «Агротуризм» в 2026 году и плановом периоде 2027-2028 годах. Заявки принимаются до 2 июня 2025 года, размеры гранта варьируются от 3 до 10 млн рублей. «С января 2027 года мы планируем введение предотбора в регионах. Будет работать межведомственная рабочая группа в субъекте РФ, которая будет комплексно подходить к оценке таких проектов», — уточнила Бибарсова.
Объединение организаторов и проектов агротуризма может, по мнению генерального директора компании «Оймякон-тур» Мирона Егорова, повысить осведомленность потенциальных гостей об этой отрасли, совместно координировать поток туристов в зависимости от сезона, участвовать в программах развития сельских территорий в регионах. «Совместный маркетинг, участие в выставках и создание единого туристического бренда региона помогают повысить интерес и доверие со стороны туристов. Через профильные ассоциации можно организовывать обучение, тренинги, стажировки, делиться успешными практиками. В объединении легче преодолевать бытовые и профессиональные трудности, находить партнёров, можно наоборот — делиться с коллегами ресурсами, например, совместно арендовать транспорт, размещать рекламу, приобретать оборудование», — убежден он.
В ходе круглого стола эксперты отрасли обсудили возможности агротуристических кластеров как эффективной формы освоения сельских территорий, проблемы нормативно-правового регулирования сферы агротуризма в России, тенденции развития агротуризма в странах БРИКС и государствах-членах Евразийского экономического союза, успешные кейсы сельского туризма в республиках Бурятия, Татарстан и Саха (Якутия), Ямало-Ненецком АО.
Круглый стол по проблемам развития агротуризма позволил увидеть различные направления возможного взаимодействия между предпринимателями и властями стран-членов БРИКС сразу в комплексе, отметил исполнительный директор Международной выставки-форума AGROBRICS+ Сурен Варданян. «На этом мероприятии получился конкретный, порой достаточно критичный разговор между субъектами хозяйственной деятельности агробизнеса, были представлены предложения по совершенствованию регуляторики и созданию новых мер поддержки, которое бы мотивировало развитие наиболее перспективных направлений агротуризма. Кроме того, участники получили уникальную возможность воспользоваться опытом других стран в этой отрасли, возможности кооперации и продвижения своей продукции на международном рынке», — рассказал он.