Подписаться на нашу рассылку

    Комментарии

    Россия демонстрирует выдающиеся успехи в развитии экспорта продукции АПК

    Экспорт продукции АПК продолжает динамично развиваться

    Актуальные проблемы развития экспорта в текущих геополитических условиях обсудили отраслевые эксперты и представители аграрного бизнеса на пресс-конференции «Новая реальность: российский экспорт и глобальные вызовы», состоявшейся на площадке ТАСС. Провел мероприятие Федеральный центр «Агроэкспорт» Минсельхоза России.

    В 2022 году экспорт продукции АПК, несмотря на сложности и ограничения, продолжает динамично развиваться, демонстрируя рост практически по всем продуктовым группам, отметил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. В частности, примерно на 30% возрос экспорт масложировой продукции. По данным эксперта, РФ не только остается на традиционных рынках, но и выходит на новые рынки, необходимость в которых возникает только для ограниченного вида продукции, попавшей под прямые санкции Евросоюза и США (прежде всего, это ряд кормовых культур и некоторые виды рыбы). В числе стран, с которыми Россия сегодня активно работает, – Турция, Китай, Казахстан, а также страны Персидского залива и Северной Африки.

    По мнению спикера, наша страна демонстрирует выдающиеся успехи в развитии экспорта продукции агропрома, – за последние десять лет аграрный экспорт в России вырос в три раза. «Мы занимаем первое место по экспорту пшеницы и мороженой рыбы, второе – по поставкам подсолнечного масла, третье – по поставкам ячменя и рапсового масла, входим в число крупнейших поставщиков соевого масла и кукурузы. За десять лет объем экспорта мяса вырос в 26 раз, в стоимостном выражении – в 46 раз, составив в прошлом году 1,2 миллиарда долларов», – сказал он. Порядка 16% всей производимой в стране продукции отправляется на экспорт, причем для некоторых видов продукции эта цифра еще выше, – Россия направляет за рубеж 53% производимого масла и 43% пшеницы, сообщил эксперт. Рентабельность оказывается значительно выше в тех новых проектах, где закладывается экспортная составляющая, которую надо сохранять и наращивать (чтобы АПК выживал), уточнил он.

    «Мы создаем большое количество информационно-экспертных, аналитических продуктов, одними из которых являются экспортные гиды, – сообщил руководитель «Агроэкспорта». – Это продукты, созданные при участии коллектива международных и лучших российских экспертов. Мы их называем ”библиотекой экспортера”». На сегодняшний день выпущено 87 таких справочников (построенных по принципу «продукт — страна» и охватывающих 33 страны и 32 продукта), предоставляющих подробную информацию об организации экспорта конкретного продукта в определенную страну. В частности, они информируют о динамике интересующего рынка, требованиях компетентных органов, потребительских предпочтениях, вопросах защиты интеллектуальной собственности, логистике, а также о мерах господдержки. «Таким образом, это не просто справочник с общей информацией, а практическое руководство для наших экспортеров к действию, – резюмировал Дмитрий Краснов. – Международная практика, международный опыт показывают, что (особенно в тяжелых условиях) компетенции, коммуникации, знания являются той силой, которая может способствовать преодолению всех этих трудностей».

    По опыту последних трех лет можно сказать, что этих справочников вполне достаточно компании при принятии решения о выходе или не выходе на выбранный рынок, отметил исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин. «Компания, которая думает о выходе на экспорт, может, не инвестируя значительных собственных ресурсов, взять справочник, внимательно его изучить и понять ситуацию на рынке», – пояснил он. По данным эксперта, на текущий момент по кондитерским изделиям создано 12 экспортных гидов, с помощью которых, в том числе, существенно выросло число компаний-экспортеров в отрасли (с примерно 20 в 2019 году до 180 в 2021 году).

    У России имеются все возможности и ресурсы для развития молочной отрасли

    Созданная «Агроэкспортом» информационная база помогает бизнесу принять грамотные, правильные решения, при этом не инвестируя в них существенные финансовые средства, что особенно актуально для предприятий малого и среднего бизнеса, отметил гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. Перспективы мирового молочного рынка огромны, что касается отечественной молочной продукции, то в настоящее время ее поставки осуществляются в 63 страны мира, отметил эксперт. По его данным, объем экспорта в 2021 году превысил 500 млн долл. и планку в 1 млн т, и в 2022 году, предположительно, будет не ниже этого уровня, во многом благодаря различным мерам господдержки. «Серьезное укрепление рубля, которое мы сейчас видим, несколько затормозило объем экспорта, – сказал спикер. – Вместе с тем, я думаю, что по итогам года как минимум объемы не будут снижены. Я думаю, что здесь у нас потенциал сохранится».

    У России имеются все возможности и ресурсы для развития молочной отрасли, заключил эксперт.

    Одна из самых перспективных отраслей в мясном направлении – производство говядины, отметил руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его мнению, потенциал поставок этой продукции для российских производителей в ближайшие десять лет оценивается в 200 тыс. т на сумму не менее 1 млрд долл. в год. На сегодняшний день основное ограничение – отсутствие доступа на ключевые рынки для определенных видов мяса, сообщил спикер. Если в целом все виды мяса РФ поставляет почти в 60 стран мира, то, например, для такой отрасли как свиноводство закрыты три ключевых рынка – Китай, Южная Корея и Япония, отметил он. «Неблагоприятная ситуация с болезнями животных, прежде всего с африканской чумой свиней (АЧС), пока не дает обоснованной надежды на то, что эти рынки откроются. Между тем, если бы они открылись, в ближайшие годы мы могли бы на сотни тысяч тонн увеличить экспорт свиноводческой продукции», – пояснил эксперт.

    Экспорт сегодня — наиболее эффективный механизм поддержания экономической деятельности отечественных птицефабрик

    Экспорт мяса птицы в текущем году, – несмотря на санкции и сложную геополитическую ситуацию, – вырос более чем на 30%. В том числе, это обусловлено ростом внутреннего производства, отметил гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «То есть более чем на 5% за восемь месяцев выросло наше производство мяса птицы на территории Российской Федерации», – сообщил спикер. По его мнению, экспорт является сегодня наиболее эффективным и совершенным механизмом поддержания экономической деятельности отечественных птицефабрик, обеспечивая комфортные цены на внутреннем рынке и давая нашим предприятиям возможность дальнейшего развития и привлечения инвестиций в секторе. «Мы должны экспортировать до 500 тысяч тонн мяса птицы в год», – заключил эксперт.

    Президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна Олег Радин заострил внимание на необходимости возобновить экспорт аминокислот, обратившись с просьбой к руководителю «Агроэкспорта» оказать содействие в решении данного вопроса. Эксперт напомнил, что Правительством РФ принято решение о временном запрете экспорта ряда аминокислот, в том числе лизина, с 1 июля до конца 2022 года. В результате, предприятия лишены возможности продать излишки продукции на международном рынке, пояснил он. «Все, что зависит от нас, мы сделаем, конечно, свою экспертную оценку дадим», – заверил Дмитрий Краснов. Экспорт этой продукции чрезвычайно перспективен, подытожил глава «Агроэкспорта».

    Юлия Седова

    Журнал «Аграрная наука»

    Сельское хозяйство, ветеринария, зоотехния, агрономия, агроинженерия, пищевые технологии

    0 Комментарий
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
      ПОДПИШИТЕСЬ
      БЕСПЛАТНО
      на электронную версию журнала «Аграрная наука» и получайте ежемесячно pdf на свой e-mail.

        Нажимая на кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных