По итогам 2024 года объем российского экспорта меда превысил 5 тысяч тонн

Это является историческим рекордом и на 40% превосходит показатель 2023 года, рассказали «РГ» в Федеральном центре «Агроэкспорт» при Минсельхозе со ссылкой на оценки экспертов.
Всего российский мед экспортируется более чем в 50 стран. Главные покупатели — Словакия, Сербия и Китай. Так, отгрузки в Словакию в прошлом году выросли в 2,3 раза и достигли 1,2 тыс. тонн. В 2,3 раза увеличился экспорт российского меда в Сербию, превысив 1 тыс. тонн. Китай купил в прошлом году 800 тонн российского меда.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Россия входит в топ-10 крупнейших стран — производителей меда. При этом существует значительный потенциал по дальнейшему росту производства и экспорта меда и продукции пчеловодства. По оценкам Федерального центра «Агроэкспорт», к 2030 году российский экспорт меда может достичь 10 млн долларов.
Преимущества российского меда — в его экологичности, высоком содержании биологически активных веществ и уникальных органолептических свойствах благодаря разнообразию флоры, считает заместитель директора государственного автономного учреждения «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» Елена Габидуллина. Помимо меда, экспортный потенциал имеют пчелиные семьи, перга, маточное молочко, пчелиная обножка и продукты пчеловодства в сувенирной таре.
В России производится порядка 64 тыс. тонн меда, из которых более 90% обеспечивают хозяйства населения (личные пасеки домохозяйств). Основной объем продукции приходится на внутреннее потребление, при этом экспорт составляет менее 8% производства меда, оценивает директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Андрей Кучеров.
Сегодня Россия занимает менее 1% мирового экспорта меда в натуральном выражении. Наиболее перспективными направлениями увеличения поставок меда из России остаются восточноевропейские страны (Словакия, Сербия), страны ближнего зарубежья (Узбекистан и Казахстан) и ОАЭ, где отечественная продукция наиболее конкурентоспособна по цене.