Какие показатели для молочной отрасли РФ устанавливает обновленная стратегия развития АПК - Отраслевой портал Аграрная наука
Комментарии
27.10.2022
Share

Какие показатели для молочной отрасли РФ устанавливает обновленная стратегия развития АПК

Основной задачей для молочной отрасли остается достижение определенного уровня самообеспечения страны по молоку

В начале осени Правительство РФ обновило стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года. Она была утверждена взамен аналогичного документа, принятого весной 2020 года, и учитывает экономическую ситуацию, сложившуюся в условиях внешнего санкционного давления. Какие показатели устанавливает стратегия для молочной отрасли страны, об этом пишет korovainfo.ru со ссылкой на Milknews.

В обновленной стратегии отмечается, что за последние 12 лет произошел существенный прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных предприятий с внедрением на них современной техники и оборудования. Кроме того, Россия входит в десятку стран мира по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве.

По предварительным данным Росстата, индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2021 году составил 99,1%. Согласно документу, темп роста объемов производства сырого молока составил 100,4%, что влияет на объемы выработки молочной продукции.

Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2021 году составило 32,3 млн. тонн (на 0,4% больше, чем в 2020 году). Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях вырос по сравнению с 2020 годом на 279 килограммов и составил 7007 килограммов.

В 2021 году, по предварительным данным, было произведено сыров 602,2 тыс. тонн (+5,4% к уровню 2020 года), молока и сливок сухих, сублимированных — 154,9 тыс. тонн (+3,1% к уровню 2020 года), молока жидкого обработанного — 5652,5 тыс. тонн (+0,5% к уровню 2020 года).

В настоящее время на территории России сформирована племенная база генетических ресурсов по 13 видам сельскохозяйственных животных. В молочном скотоводстве ежегодный импорт составляет 35-50 тыс. голов (93% составляет голштинская порода, для комплектования производственных мощностей в рамках инвестпроектов).

В документе отмечается, что сохранение потребности ввоза нетелей голштинской породы связано с отсутствием необходимого объема поголовья, полученного на территории страны из-за низкого показателя воспроизводства животных (выход телят — 79,5 голов), а также короткого периода их производственного использования (2,17 отела).

Для воспроизводства молочного скота осуществляется производство семени быков-производителей внутри страны (7,3 млн. доз) и его поставка из-за рубежа (4,8 млн. доз, 99 процентов голштинской породы). В 2021 году экспорт мясной и молочной продукции составил $1,6 млрд (выше уровня 2020 года на 31,1%). При этом, по предварительным данным Росстата, в 2021 году уровень самообеспечения по молоку и молокопродуктам составил 84,2%, что на 5,8 п.п. ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 90%).

Обновленная стратегия включает в себя восемь целей развития, в том числе повышение уровня продовольственной безопасности, увеличение объемов экспорта сельхозпродукции, вовлечение новых земель в сельскохозяйственный оборот, внедрение цифровых сервисов.

“Для укрепления продовольственной безопасности сельхозпроизводителям необходимо работать над увеличением урожайности, развитием племенного дела, а также созданием новых технологий производства, переработки и хранения продукции”, — говорится в документе.

Основной задачей для молочной отрасли в обновленной стратегии остается достижение определенного уровня самообеспечения страны по молоку и молокопродуктам. Согласно предыдущему варианту, в 2024 году он должен был составить 85%, к 2030 году – те же 85%.

Новая версия документа предполагает достижение самообеспечения по молоку и молокопродуктам в 2024 году на уровне 84,3%, к 2030 году – 85%. В новой стратегии также сформирована цель «Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики». Она предполагает темп прироста объема производства отечественной племенной продукции по отношению к предшествующему году: в 2024 году – 3%; в 2030 году – те же 3%. Темп прироста объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных по отношению к предшествующему году должен составить в 2024 году – 5%, и в 2030 году – те же 5%. Для расширения экспорта предполагается наладить работу логистических цепочек для поставщиков сельхозпродукции, поддерживать ее сертификацию и развивать сеть атташе по агропромышленному комплексу за рубежом. Приоритетными направлениями экспорта продукции станут страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия.

По базовому сценарию экспорт сельхозпродукции должен увеличиться с $29,5 млрд в 2024 году до $41 млрд в 2030 году. По оптимистическому – в 2024 году объем экспорта составит $30 млрд долларов, а в 2030 году – $47,1 млрд.

В предыдущей версии стратегии экспорт продукции агропромышленного комплекса в 2024 году должен был достигнуть отметки в $45 млрд, а к 2030 году — более $45 млрд. Председатель правительства Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Виктории Абрамченко «обеспечить контроль реализации всех мероприятий, которые предусмотрены стратегией».

«Очень важно продолжить укрепление продовольственной безопасности страны, поддержать развитие сельскохозяйственных территорий, чтобы у наших людей была возможность выбирать качественные продукты», — отметил он.

«На период реализации стратегии перед молочной отраслью России стоят очень важные задачи, связанные не только с количественным ростом показателей отрасли, но и с качественным развитием всей индустрии, — считают в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). — Развитие племенной работы, селекции и генетики, повышение эффективности в производственном и перерабатывающем секторах, цифровая трансформация, повышение технологичности — ключевые стратегические направления развития, ориентированные на снижение зависимости от зарубежных технологий и средств производства и позволяющие сохранить доступность социально значимой молочной продукции для населения нашей страны, а также успешно продвигать ее на внешних рынках. При этом положения стратегии обеспечивают консолидацию целей и интересов государства и бизнес-сообщества при работе над обозначенными задачами».

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еженедельная рассылка

Новости АПК и сельского хозяйства

Показать еще